LegalAdvisor.by

адвокат Теодорович

 

Профессиональная защита прав и законных интересов участников государственных закупок товаров (работ, услуг) и участников тендеров является моей основной специализированной практикой.

Госзакупки (тендеры), проведенные с нарушением правил установленных законодательством, могут быть признаны недействительными.

Признание процедуры госзакупки (тендера) недействительной влечет недействительность договора, заключенного по результатам этой закупки (тендера).

 

ЭФФЕКТИВНОСТЬ ЖАЛОБ

 

Система антимонопольной и антикоррупционной защиты процедур государственных закупок и тендеров не идеальна, но она работает, при этом работает вполне эффективно.

Так, за 11 месяцев 2016 года антимонопольный орган (Министерство антимонопольного регулирования и торговли Республики Беларусь) рассмотрел около 900 жалоб на процедуры госзакупок.

Подтверждено около 40% жалоб!

Еще около 20% жалоб признаны необоснованными, но во время их рассмотрения всплыли другие нарушения.

Читать тут ...

При этом, подтвержденная жалоба это повод для проверки исполнения требований антикоррупционного законодательства.

За тот же 2016 год в стране проведено 864 такие проверки, из них 35 - 40% связаны с госзакупками.

По результатам проверок возбуждено 83 уголовных дела о коррупции, 2092 человека привлечены к дисциплинарной ответственности, из них 42 освобождены от занимаемых должностей, а 429 привлечены к административной ответственности.

Читать тут ...

 

ПРАВО НА ОБЖАЛОВАНИЕ ГОСУДАРСТВЕННЫХ ЗАКУПОК И ТЕНДЕРОВ

 

Процедуры закупки для государственных нужд (открытый и закрытый конкурс, процедура запроса ценовых предложений, электронный аукцион, биржевые торги, процедура закупки из одного источника) могут быть обжалованы их участниками в судебном и внесудебном порядке.

Своевременно поданная внесудебная жалоба приостанавливает заключение договора с лицом, объявленным победителем.

Лица, нарушающие законодательство о закупках для государственных нужд или вступающие в сговор с участниками закупки, могут быть привлечены к дисциплинарной, административной или уголовной ответственности.

Обжалование процедур закупок товаров (работ, услуг) для государственных нужд производится во внесудебном порядке в Министерстве антимонопольного регулирования и торговли Республики Беларусь.

В судебном порядке процедуры госзакупок и торги оспариваются в экономическом суде.

 

ОБЖАЛОВАНИЕ ГОСЗАКУПОК В МИНИСТЕРСТВЕ АНТИМОНОПОЛЬНОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ И ТОРГОВЛИ 

 

Обжалование процедуры госзакупки обычно сначала производится во внесудебном порядке.

Жалобы на на решения (действия, бездействие) заказчика (организатора) закупок, комиссии (ее членов), товарной биржи, оператора электронной торговой площадки (официального сайта) подаются в Министерство антимонопольного регулирования и торговли Республики Беларусь.

Рассматриваются эти жалобы специально созданной комиссией по рассмотрению жалоб на действия (бездействие) и (или) решения заказчика (организатора), комиссии и (или) ее членов, товарной биржи, оператора электронной торговой площадки, оператора официального сайта при осуществлении государственных закупок.

Жалоба в МАРТ (так сокращенно называют министерство) должна подаваться по установленной законом форме и быть мотивированной.

Доводы, изложенные в жалобе, должны быть проверяемы и доказуемы.

Действовать нужно очень быстро, так как жалоба должна быть подана в десятидневный срок.

При поступлении жалобы МАРТ приостанавливает процедуру государственной закупки.

При удовлетворении жалобы МАРТ распоряжается о прекращении процедуры государственной закупки и обязывает ее организатора провести повторную процедуру государственной закупки.

 

ОСПАРИВАНИЕ ПРОЦЕДУР ГОСЗАКУПОК И ТОРГОВ В СУДЕ

 

Если заявитель не согласен с решением МАРТ или он пропустил срок для обжалования, то он может обратиться для защиты своих нарушенных прав в экономический суд.

Обращение в суд возможно не только в сфере госзакупок, но и при оспаривании результатов торгов в иных областях хозяйственной деятельности.

По общему правилу торги, проведенные с нарушением правил, установленных законодательством, могут быть признаны судом недействительными по иску заинтересованного лица.
 
При этом, признание торгов недействительными влечет недействительность договора, заключенного с лицом, выигравшим торги (статья 419 Гражданского кодекса Республики Беларусь).
 
Для того, чтобы оспорить процедуру государственной закупки или торги в суде, участнику процедуры закупки или участнику торгов необходимо предъявить иск в экономический суд соответствующей области или города Минска.
 
При этом ответчиком, как правило, будет не участник-победитель, а организатор торгов.
 
Важным преимуществом судебного разбирательства является его открытость и полнота.
 
Для защиты своих нарушенных прав и законных интересов участник процедуры госзакупки или торгов имеет возможность ознакомиться со всей тендерной документацией, провести тщательный анализ предложений других участников торгов в целях доказывания злоупотреблений при организации торгов.
 
 
 
ПРИЗНАНИЕ НЕДЕЙСТВИТЕЛЬНЫМ "ЗАТОЧЕННОГО" ТЕНДЕРА
 

Одним из злоупотреблений в сфере государственных закупок является определение характеристик предмета государственной закупки под конкретный продукт, так называемый "заточенный" тендер. 
 
Можно ли бороться с этими злоупотреблениями?
 
Можно и нужно.
 
Описание предмета государственной закупки должно соответствовать требованиям Закона Республики Беларусь «О государственных закупках товаров (работ, услуг)».
 
В силу статьи 20 этого закона:
 
Описание потребительских, технических и экономических показателей (характеристик) предмета государственной закупки, включая при необходимости технические спецификации, планы, чертежи и эскизы, а также объем (количество), срок (сроки) и место поставки или приобретения иным способом товаров (выполнения работ, оказания услуг), являющихся предметом государственной закупки, должно давать полное представление о предмете государственной закупки и быть изложено таким образом, чтобы исключить заведомый выбор товаров  (работ, услуг), поставляемых или реализуемых иным способом (выполняемых, оказываемых) только одним поставщиком (подрядчиком, исполнителем).
 
При описании технических показателей (характеристик) предмета государственной закупки должны использоваться характеристики, требования, символы и термины в соответствии с техническими регламентами, техническими кодексами установившейся практики, стандартами, техническими условиями.
 
Технические показатели (характеристики) предмета государственной закупки не должны содержать ссылок на конкретные товарные знаки, знаки обслуживания, фирменные наименования, патенты, эскизы или модели, конкретный источник происхождения товара (работы, услуги) и его производителя или поставщика (подрядчика, исполнителя).
 
Если такие ссылки вызваны отсутствием конкретного способа описания требований к предмету государственной закупки, то технические показатели (характеристики) должны содержать слова «или аналог».
 
В случае доказанности этих фактов МАРТ распорядится о прекращении процедуры государственной закупки и обяжет ее организатора провести повторную процедуру, а суд признает процедуру закупки и заключенный по ее результатам договор недействительными. 
 
ЮРИДИЧЕСКАЯ ПОМОЩЬ
 

В практике госзакупок и тендеров я специализируюсь в оказании следующих видов юридической помощи:

  • составление жалоб в Министерство антимонопольного регулирования и торговли на нарушения законодательства и злоупотребления при осуществлении государственных закупок;

  • представление интересов клиентов при рассмотрении этих жалоб на заседании комиссии министерства;

  • подготовка исков в экономический суд о признании процедур государственных закупок или торгов недействительными;

  • представление интересов клиентов в суде при рассмотрении этих исков;

  • юридическая помощь при заключении договора по результатам процедуры госзакупки, тендера или торгов;

  • юридическая помощь при изменении и расторжении такого договора; 

  • консультирование клиентов по вопросам осуществления процедур государственных закупок и тендеров.