Как обжаловать госзакупки и тендеры

 

Госзакупки (тендеры), проведенные с нарушением правил установленных законодательством, могут быть признаны недействительными.

Признание процедуры госзакупки (тендера) недействительной влечет недействительность договора, заключенного по результатам этой закупки (тендера).

 

Виды тендеров

 

Тендеры бывают разные. Вообще в законодательстве Республики Беларусь нет понятия "тендеры". Так называют все виды конкурентных закупок - конкурсы, аукционы, запросы ценовых предложений и любые другие процедуры, проводимые открыто и на конкурентной основе. Но в законодательстве есть понятие государственной закупки и закупки государственного предприятия (более точно - предприятия с участием государства 25% и более). Они отличаются. При этом не каждая госзакупка или закупка госпредприятия будет тендером. Кроме того тендер может быть вообще частным, никак не связанным с государством.

О видах тендеров читать тут ...

О главных мифах про госзакупки читать тут ...

О том, как выйти на рынок госзакупок и закупок госпредприятий читать тут ...

О том, какой товар хорошо продается бюджету и госпредприятиям читать тут ...

 

Эффективность жалоб

 

Система антимонопольной и антикоррупционной защиты процедур государственных закупок и тендеров не идеальна, но она работает, при этом работает вполне эффективно.

Так, за 11 месяцев 2016 года антимонопольный орган (Министерство антимонопольного регулирования и торговли Республики Беларусь) рассмотрел около 900 жалоб на процедуры госзакупок.

Подтверждено около 40% жалоб!

Еще около 20% жалоб признаны необоснованными, но во время их рассмотрения всплыли другие нарушения.

Читать тут ...

При этом, подтвержденная жалоба это повод для проверки исполнения требований антикоррупционного законодательства.

За тот же 2016 год в стране проведено 864 такие проверки, из них 35 - 40% связаны с госзакупками.

По результатам проверок возбуждено 83 уголовных дела о коррупции, 2092 человека привлечены к дисциплинарной ответственности, из них 42 освобождены от занимаемых должностей, а 429 привлечены к административной ответственности.

Читать тут ...

В 2018 году в МАРТ поступило порядка 800 жалоб по госзакупкам.

Здесь необходимо отметить, что в 2018 МАРТ не рассматривал жалобы на госзакупки в строительстве, поскольку до 2019 года государственные закупки в строительстве регулировались специальным законодательством.  

В первом полугодии 2019 года МАРТ рассматривал жалобы и на государственные закупки в строительстве, с 1 июля 2019 года госзакупки в строительстве вновь регулируются специальным законодательством.

Из этих 800 жалоб порядка 40% были признаны обоснованными, 40% - необоснованными.

Еще 20% также были необоснованными, но при рассмотрении жалоб были выявлены нарушения законодательства и процедуры госзакупок были отменены.

При этом, примерно 30% жалоб касались установления заказчиком необоснованных требований.

Таким образом, эффективность жалоб в МАРТ на госзакупки является высокой и стабильно составляет примерно 60%.

Что касается обоснованности жалоб, то около 40% жалоб содержали только мнение заявителя о том, что его права нарушены и просьбу разобраться, а само нарушение не было конкретизировано.

Читать тут ...

С 1 июля 2019 такие неконкретизированные жалобы уже не подлежат рассмотрению.

По количеству жалоб традиционно лидируют две отрасли: закупки в сфере здравоохранения и закупки в строительстве.

Жалобы в МАРТ на государственные закупки продолжают оставаться бесплатными.

 

Право на обжалование государственных закупок и тендеров

 

Процедуры закупки для государственных нужд (открытый и закрытый конкурс, процедура запроса ценовых предложений, электронный аукцион, биржевые торги, процедура закупки из одного источника) могут быть обжалованы их участниками в судебном и внесудебном порядке.

Своевременно поданная внесудебная жалоба приостанавливает заключение договора с лицом, объявленным победителем.

Лица, нарушающие законодательство о закупках для государственных нужд или вступающие в сговор с участниками закупки, могут быть привлечены к дисциплинарной, административной или уголовной ответственности.

Обжалование процедур закупок товаров (работ, услуг) для государственных нужд производится во внесудебном порядке в Министерстве антимонопольного регулирования и торговли Республики Беларусь.

В судебном порядке процедуры госзакупок и торги оспариваются в экономическом суде.

 

Обжалование в МАРТ (Министерство антимонопольного регулирования и торговли) 

 

Обжалование процедуры госзакупки обычно сначала производится во внесудебном порядке.

Жалобы на на решения (действия, бездействие) заказчика (организатора) закупок, комиссии (ее членов), товарной биржи, оператора электронной торговой площадки (официального сайта) подаются в Министерство антимонопольного регулирования и торговли Республики Беларусь.

Рассматриваются эти жалобы специально созданной комиссией по рассмотрению жалоб на действия (бездействие) и (или) решения заказчика (организатора), комиссии и (или) ее членов, товарной биржи, оператора электронной торговой площадки, оператора официального сайта при осуществлении государственных закупок.

Жалоба в МАРТ (так сокращенно называют министерство) должна подаваться по установленной законом форме и быть мотивированной.

Доводы, изложенные в жалобе, должны быть проверяемы и доказуемы.

Действовать нужно очень быстро, так как жалоба должна быть подана в десятидневный срок.

При поступлении жалобы МАРТ приостанавливает процедуру государственной закупки.

При удовлетворении жалобы МАРТ распоряжается о прекращении процедуры государственной закупки и обязывает ее организатора провести повторную процедуру государственной закупки.

 

Оспаривание процедур госзакупок и торгов в суде

 

Если заявитель не согласен с решением МАРТ или он пропустил срок для обжалования, то он может обратиться для защиты своих нарушенных прав в экономический суд.

Обращение в суд возможно не только в сфере госзакупок, но и при оспаривании результатов торгов в иных областях хозяйственной деятельности.

По общему правилу торги, проведенные с нарушением правил, установленных законодательством, могут быть признаны судом недействительными по иску заинтересованного лица.
 
При этом, признание торгов недействительными влечет недействительность договора, заключенного с лицом, выигравшим торги (статья 419 Гражданского кодекса Республики Беларусь).
 
Для того, чтобы оспорить процедуру государственной закупки или торги в суде, участнику процедуры закупки или участнику торгов необходимо предъявить иск в экономический суд соответствующей области или города Минска.
 
При этом ответчиком, как правило, будет не участник-победитель, а организатор торгов.
 
Важным преимуществом судебного разбирательства является его открытость и полнота.
 
Для защиты своих нарушенных прав и законных интересов участник процедуры госзакупки или торгов имеет возможность ознакомиться со всей тендерной документацией, провести тщательный анализ предложений других участников торгов в целях доказывания злоупотреблений при организации торгов.

 

Новые правила обжалования государственных закупок

 

1 июля 2019 вступила в силу новая редакция Закона Республики Беларусь "О государственных закупках товаров (работ, услуг)".

Среди прочего, изменились и правила обжалования процедур государственных закупок в Министерстве антимонопольного регулирования и торговли.

По новому закону в жалобе должно быть указано: какие конкретно нормы законодательства о государственных закупках нарушены заказчиком (организатором) и в чем именно состоит нарушение прав заявителя.

Без этих указаний жалоба не рассматривается (пункт 6 статьи 53 Закона "О государственных закупках товаров (работ, услуг)" в новой редакции). 

Раньше достаточно было изложить только суть обжалуемых действий (решений) заказчика (организатора).

Теперь этого недостаточно, для составления жалобы необходим юридический анализ закупки.

Принятая к рассмотрению жалоба влечет обязательное проведение камеральной проверки заказчика (организатора) и приостановление процедуры закупки.

Кроме того, на заявителя, подающего жалобу в МАРТ, возлагается обязанность предоставления подтверждающих документов и сообщения юридически значимых фактов.

Так, например, если заказчик посчитал, что товар участника не выполняет ту или иную функцию, то участнику мало изложить в жалобе свое несогласие с мнением заказчика.

Участник должен предоставить комиссии МАРТ доказательства, что его товар эту функцию выполняет.

Например, это может быть экспертное заключение, информация от производителя, другие доказательства.

В связи с этим, начальник управления государственных закупок МАРТ Павел Жуковский озвучил позицию министерства о том, что комиссия МАРТ не должна заниматься проведением экспертиз, поскольку бремя доказывания лежит на сторонах спора. 

Таким образом, требования к жалобе в МАРТ максимально приближаются к требованиям, предъявляемым к исковому заявлению, подаваемому в экономический суд.

Для того, чтобы жалоба не была принята к рассмотрению достаточно несоблюдения формальных признаков, в частности, если в жалобе не будет содержаться ссылки на нарушенную норму законодательства о государственных закупках.

Раньше такого требования не было, достаточно было указать в жалобе суть обжалуемых действий или решений заказчика (организатора).

Если заявители и ссылались на статью, то, обычно, указывали на нарушение статьи 20 старой редакции закона.

В той 20-й статье указывалось, что описание потребительских, технических и экономических характеристик предмета государственной закупки должно давать полное представление о предмете закупки и быть изложено таким образом, чтобы исключить заведомый выбор товаров (работ, услуг) поставляемых только одним поставщиком.

Соответственно, участники жаловались либо на неполноту описания, либо на заведомый выбор поставщика.

Из новой редакции закона эта статья исключена, поэтому сослаться на нее уже невозможно.

Необходимо ссылаться на нарушение иных норм законодательства о государственных закупках.     

 

О некоторых тендерных лайфхаках можно бесплатно узнать здесь